Стоимость банкротства для физлица: сколько придется заплатить, чтобы пройти процедуру

Стоимость банкротства для физлица: сколько придется заплатить, чтобы пройти процедуру

Не так уж и давно жители России знакомы были с термином «банкротство» только из книг, рассказывающих о жизни капиталистического мира. В настоящее время ситуация изменилась настолько, что люди с низким доходом могут столкнуться с необходимостью предъявить о себе заявление о банкротстве, как и компания или предприниматель. Но перед тем, как начать процедуру, стоит узнать о том, какие расходы она потребует.

Что такое банкротство: обязательное и добровольное

Федеральный закон №127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" предусматривает два случая, когда гражданин может столкнуться с банкротством.

Добровольное банкротство - когда должник имеет право самостоятельно инициировать процедуру признания его финансово несостоятельным гражданином. Размер долга в этом случае не является регулируемым, но достаточно наличия обстоятельств, свидетельствующих о неплатежеспособности, например:

  • выплаты кредиторам просрочены не менее чем на месяц, а сумма просрочки составляет более 10% от суммы долга;
  • оценочная стоимость имущества должника не превышает сумму долга.

Если должник не может сам объявить о своей финансовой несостоятельности, то вступает в силу обязательное банкротство. Если гражданин не платит по финансовым обязательствам более трех месяцев, а общая сумма долга превышает 250 000 рублей, закон обязывает его подать заявление о признании банкротом в течение 30 рабочих дней после того, как ему стало известно о невозможности рассчитаться по долговым обязательствам.

Помимо должника, государственные службы, такие как ПФР, ФСС, ФНС, и его кредиторы могут подать иск о банкротстве должника.

Для того, чтобы арбитражный суд рассмотрел дело о признании гражданина банкротом, необходимо не только подать заявление, но и подготовить целый пакет документов заранее:

  • паспорт, СНИЛС, ИНН;
  • опись имущества должника (движимого и недвижимого);
  • подтверждение права собственности;
  • перечень кредиторов и должников с подробными сведениями о них;
  • подтверждение финансовой несостоятельности, такие как копии договоров с кредиторами, долговые расписки, выписки со счетов;
  • выписка из реестра предпринимателей, подтверждающая или опровергающая принадлежность к ИП и учредителям юрлица;
  • справки 2-НДФЛ (за три года);
  • справки из ГИБДД, ГИМС МЧС, Росреестра, Гостехнадзора;
  • квитанции об оплате госпошлины и внесении судебного депозита.

В случае наличия обстоятельств, в пакет документов может входить:

  • документы о совершении сделок, сумма которых превышает 300 000 рублей за три года;
  • свидетельство о браке или свидетельство о разводе/постановление суда о дележе имущества;
  • справка из службы занятости о статусе безработного;
  • медицинское заключение о признании гражданина нетрудоспособным.

Если документы в порядке, и должник соответствует требованиям законодательства, то в течение месяца со дня подачи заявления будет проведено первое заседание суда. В ходе процедуры банкротства должник пользуется определенными послаблениями, например, он получает отсрочку по платежам кредиторам, а на начисление штрафных санкций накладывается запрет. Этапы банкротства организует не сам должник, а специально назначенный финансовый управляющий, выполняющий функции посредника между гражданином, кредиторами и судом.

Если суд признает, что гражданин не может восстановить свою кредитоспособность в ближайшее время по объективным причинам, то он признается банкротом. В итоге его долги могут быть полностью списаны, реструктурированы или частично погашены путем продажи имущества. При этом отсутствие дорогостоящего имущества не является препятствием в списании долгов. Сведения о банкротстве заносятся в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (ЕФРСБ) и находятся в открытом доступе.

Чтобы приступить к процедуре банкротства, необходимо понимать, какие расходы сопутствуют ей. Все издержки можно условно разделить на три группы.

Первая группа - досудебные расходы, которые необходимы для подачи заявления в арбитражный суд. Например, для подачи заявления необходимо уплатить госпошлину в размере 300 рублей, воткнуть судебный депозит на оплату вознаграждения финансовому управляющему в размере 25 000 рублей и внести комиссию за внесение - 750 рублей. Кроме того, назначение нужного управляющего требует затрат от 2500 до 10 000 рублей. Нужно также заложить около 30 000 рублей на оформление каждой справки или выписки, необходимых для убедительного подтверждения необходимости банкротства.

Вторая группа - судебные расходы. В ходе процедуры может потребоваться приглашение для консультации специалистов или экспертов, что увеличит расходы на 10 000 рублей (в редких случаях). Как правило, почтовые расходы в ходе арбитражного процесса также относятся к судебной группе издержек, поскольку обязательна отправка письменных уведомлений его участникам. Потребуется опубликовать информацию о банкротстве в газете "Коммерсантъ". На двух процедурах - реструктуризации долгов и реализации имущества - придется опубликовать две публикации. Стоимость каждой из них составляет примерно 10 500 рублей. Количество сообщений об оплате долга соответствует числу кредиторов и стоит 600 рублей за сообщение.

Третья группа - прочие расходы. Это включает оплату транспорта, телефонных переговоров, банковских услуг и других необходимых расходов. В среднем на такие экспонаты сверху нуждается около 3000 рублей.

Все вместе минимальная сумма на процедуру банкротства физического лица составляет 45 000-50 000 рублей. В конечном итоге, итоговая сумма зависит от суммы долга - чем он выше, тем сложнее его списать, и, следовательно, тем больше затрат.

Финансовый управляющий: отдельная статья расходов при банкротстве

Согласно законодательству, ведение всей деятельности по процедуре банкротства возлагается на финансового управляющего, а не на должника. Начиная с момента запуска процедуры, финансовый управляющий взаимодействует с кредиторами и судом, имея полное право на доступ к информации, касающейся имущества гражданина, обязательств и прочего.

В широкий спектр услуг, предоставляемых управляющим, входят многие задачи: проверка обоснованности финансовых претензий кредиторов, управление средствами на счетах клиента, представление его интересов в суде, совершение сделок от его имени, запрос необходимых данных и документов, публикация сведений о ходе банкротства в ЕФРСБ и газете «Коммерсантъ», отчет по проделанной работе и многое другое.

Непреложной частью расходов при банкротстве является оплата услуг финансового управляющего. Единовременно за каждую процедуру вносится депозит в размере 25 000 рублей. Чтобы завершить банкротство, могут потребоваться несколько процедур, каждая из которых будет стоить отдельных денег. Например, процедура реструктуризации долга будет обязательна, если не будет подано ходатайство о реализации имущества.

Кроме процедурной части, на стоимость услуг влияют и другие факторы. Так, в случае реализации имущества должника, финансовый управляющий получает 7% от суммы выручки от реализации, а при реструктуризации — 7% от размера удовлетворенных требований кредиторов.

Более того, строго рекомендуется подать заявление о банкротстве самостоятельно и не ждать, когда это сделают кредиторы. Только тогда гражданин сможет выбрать управляющего, который учитывает его интересы. Размер оплаты услуг финансового управляющего оговаривается отдельно, но не должен быть слишком низким, потому что исход всего дела зависит от квалификации и опыта финансового управляющего.

Дополнительные услуги от юристов обязательны для тех, кто желает избежать головной боли и непредвиденных срывов банкротства. Без грамотного оформления и полной сборки документов, арбитражный суд может отказать в проведении процедуры. Это означает, что долги не будут списаны, и должник останется погруженным в неопределенный период времени. Профессиональное сопровождение юриста поможет уменьшить сроки банкротства и решать проблемы на лету.

Стоимость вопроса варьируется в зависимости от случая. Однако, специалисты могут помочь на каждом этапе банкротства. Во-первых, они могут предоставить консультацию и определить, подходит ли случай под процедуру в целом. В итоге, клиент может научиться понимать, что делать в каждой конкретной ситуации и разработать план действий.

Во-вторых, юристы могут составить заявление и сформировать весь необходимый набор документов. Это сведет к нулю риски штрафа за просрочку и сэкономит деньги клиента. Стоимость экспертизы и сборки документов составляет порядка 15 000 рублей.

Если у клиента есть юридическое сопровождение, компания сможет подобрать финансового управляющего, способного защищать интересы должника. Это обеспечит минимальные имущественные потери и возможность, при необходимости, снять запрет на выезд за границу. Сроки проведения банкротства решаются заранее, во время заключения договора. Кроме того, клиенту не потребуется присутствовать на судбе, следить за изменениями в законодательстве и менять стратегию процедуры.

Все услуги, включая сопровождение на каждом этапе процесса, можно получить за стоимость в диапазоне от 100 000 до 150 000 рублей. Большинство юридических компаний предлагают сервисы под ключ, что гораздо выгоднее для клиента. При этом минимальное участие должника в процессе включает оформление нотариальной доверенности на ведение дела, стоимость которой составляет около 2000 рублей.

Но стоит помнить, что рынок подобных услуг довольно насыщенный. Поэтому перед выбором компании, занимающейся списанием долгов, вам нужно руководствоваться не только стоимостью, но и репутацией, известностью и практикой фирмы.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *