Дистанционное образование в России: преимущества и перспективы
Последнее время в СМИ часто появляются негативные статьи на тему дистанционного образования. Об этой форме обучения упрекают в несовершенной программе, фиктивности обучения и ненастоящих дипломах. Редакция журнала решила разобраться в ситуации и обратилась за разъяснениями к декану факультета управления, бизнеса и права Института международных экономических связей (ИМЭС), кандидату экономических наук Ирине Анатольевне Шишовой.
Институт международных экономических связей (ИМЭС) - один из немногих вузов Москвы, который готовит бакалавров в областях экономики, рекламы и связей с общественностью, педагогического образования, менеджмента, государственного и муниципального управления, психологии и юриспруденции в дистанционном формате. В последнее время дистанционное образование получает негативные отзывы в СМИ. Кандидат экономических наук Ирина Шишова утверждает, что это является естественной реакцией на новую форму обучения в России, которая неизбежно вызывает то одобрение, то критику. Однако, среди вузов, работающих дистанционно, как и в любой сфере, есть халтурщики. Однако, в ИМЭС, по утверждению Ирины Шишовой, ведется жесткий контроль за работой преподавателей и студентов. Репутация университета играет важную роль.
Многие люди до сих пор с трудом воспринимают возможность получения образования из дома, без необходимости тратить время на дорогу и проводить часы в читальном зале и лекционных аудиториях. В России дистанционное образование начало развиваться с 1997 года, когда был выпущен приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент в сфере дистанционного обучения. Сегодня дистанционное обучение предоставляют очень многие российские вузы, включая МГУ имени М. В. Ломоносова, Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Уральский государственный университет путей сообщения, Тихоокеанский государственный университет и другие. Количество людей, привлеченных дистанционным образованием, растет, и это говорит о том, что этот формат обучения имеет право на жизнь. Дефекты также имеют место не больше, чем в привычных очных формах обучения.
Интервью с директором Института международных экономических связей о преимуществах дистанционного образования и качестве обучения.
В последнее время все больше людей предпочитают дистанционное образование. В чем его преимущества и почему такой вид образования становится все более популярным? Об этом мы поговорили с Инной Алексеевной Шишовой, директором Института международных экономических связей.
Главным преимуществом дистанционного образования является его доступность. Любой желающий может получить образование дистанционно, независимо от своего географического положения. Большой плюс в том, что для этого не нужно ехать никуда, а значит, не нужно оставлять дом и близких. По мнению Инны Алексеевны, дистанционное обучение идеально подходит для людей с ограниченными возможностями, поскольку дистанционное образование расширяет их возможности и дает больше свободы. Кроме того, каждый студент занимается по индивидуальному графику, который можно легко подстроить под личные обстоятельства и совместить с работой. Важно отметить, что в дистанционном образовании диплом ничем не отличается от обычного.
Некоторые вузы подходят к дистанционному обучению неудачно, что наносит ущерб качеству образования. Как же Институт международных экономических связей гарантирует стопроцентное качество дистанционного образования? Один из ключевых моментов - индивидуальный график для каждого студента и непрерывный контроль за усвоением материала. Институт использует уникальный образовательный контент, состоящий из всевозможных тестов, логических схем, слайд-лекций, новых программ и тренингов. На изучение каждой дисциплины выделяется примерно от 72 до 108 академических часов. Кроме того, учебная нагрузка студента включает обязательную аудиторную и самостоятельную работу. «Мы люди старой закалки и всегда соблюдаем букву закона», - подчеркнула Инна Алексеевна.
За последнее время Институт международных экономических связей улучшил свою электронную информационно-образовательную среду. Студенты могут отслеживать свою успеваемость, просматривать электронную зачетную книжку, проверять сроки сдачи домашнего задания и общаться с преподавателями. Качество дистанционного обучения обеспечивается доступом к учебным планам и рабочим программам дисциплин, фиксацией результатов экзаменов и зачетов, а также возможностью общения с другими участниками образовательного процесса.
И, наконец, какие направления и специальности доступны для обучения в дистанционном формате в Институте международных экономических связей? Здесь можно получить высшее образование дистанционно по следующим направлениям бакалавриата: менеджмент, экономика, бизнес-информатика, реклама и связи с общественностью, педагогическое образование, государственное и муниципальное управление, психология и юриспруденция. Официальный сайт Института международных экономических связей содержит подробную информацию об этих направлениях.
Как поступить на дистанционное обучение в вузе? Об этом спрашивают в КП. Ирина Шишова, представитель ИМЭС, рассказывает, что на первый курс бакалавриата этого вуза могут поступить абитуриенты, получившие полное общее среднее образование и получившие достаточное количество баллов на ЕГЭ. Кроме того, выпускники СПО и ВПО, иностранные граждане и другие категории могут поступить по результатам внутренних вступительных испытаний ИМЭС. Для тех, кто не прошел минимальные баллы на ЕГЭ, есть возможность поступления на международную программу. Стоит заметить, что ИМЭС не предъявляет завышенных требований к результатам ЕГЭ, поскольку весьма известно, что эти тесты не всегда объективны.
КП: Обучение на дистанционной основе: сколько это стоит?
И. А. Шишова, представитель Института международных экономических связей (ИМЭС), отмечает, что обучение на их учебных программах выгодно отличается своей финансовой доступностью. Она указывает, что цены на обучение в ИМЭС демократичные и очно-заочная форма обучения может быть доступна широкой аудитории.
Например, цена на очную форму обучения для профилей «Менеджмент в финансах и внешнеэкономической деятельности» и «Внешнеэкономическая деятельность и финансовое консультирование» составляет 135 000 рублей за семестр, тогда как цены на профили «Бизнес-аналитика и цифровая экономика» и «Управление бизнесом» составляют 95 000 рублей. Дистанционное обучение в рамках очно-заочной формы, в свою очередь, стоит всего 37 000 рублей.
Институт также стремится сделать обучение доступным для жителей регионов, где доходы могут быть ниже, чем в Москве. Официальный сайт ИМЭС можно найти по адресу https://imes.su/.
Журналист задает вопрос Ирине Шишовой, преподавателю дистанционного образования: «Сможет ли поменяться отношение людей к дистанционному образованию в ближайшем будущем? Какие тенденции у нас наблюдаются сейчас?».
Ирина Александровна отвечает, что во многом изменение отношения общества к дистанционному обучению зависит от тех, кто работает в этой сфере, и от их добросовестности в выполнении своей работы. При этом, качество преподавания и уровень знаний студентов, прошедших дистанционное обучение, являются показателем профессионализма преподавателей. В настоящее время выпускники дистанционно получают высокие результаты и успешно трудоустраиваются в различных отраслях экономики. Однако, отношение общества к такому виду обучения, как дистанционное, постепенно меняется. Однозначно говорить о изменении отношения к дистанционному обучению нельзя, но качественные онлайн-курсы и дистанционное образование являются форматом будущего.
Более того, Институт международных экономических связей (ИМЭС) занимается деятельностью на основании лицензии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 18 июля 2016 года. Стоимость обучения приведена для ознакомления и актуальна на февраль 2023 года. Кроме того, ИМЭС имеет свидетельство о государственной аккредитации № 3323 от 23 января 2020 года.
Фото: freepik.com