Контролируемые иностранные компании: порядок и условия признания
Для бизнеса снижение налоговых издержек может стать решением проблемы регистрации компании за рубежом. Начать стоит с того, чтобы узнать стоимость консалтинговых услуг, которая зависит от различных факторов, таких как сфера деятельности и размер компании. Бесплатная консультация поможет получить более подробную информацию о предоставляемых услугах и задать интересующие вопросы специалисту.
Перевод активов иностранной контролируемой компании (КИК) на территорию РФ может произойти с минимальными потерями. Однако стоит помнить, что контроль за перечислением налоговых платежей в бюджеты разных уровней лежит на гражданах и юридических лицах. ФНС заинтересована в знании всех нюансов, связанных с источниками доходов налогоплательщика, в том числе за рубежом.
Налоговые резиденты, владеющие компаниями в других странах, обязаны ежегодно информировать госорганы. Доход от КИК, который получает резидент, облагается налогом в соответствии с действующим российским законодательством. Для бизнеса важно учитывать длительность работы консалтинговой компании и ее рейтинг при выборе партнера для регистрации компании за рубежом.
В статье рассматривается вопрос о том, какие зарубежные образования считаются подконтрольными российским налогоплательщикам и нужно ли сообщать о своей принадлежности к КИК. Также обсуждается возможность перевода иностранной компании под юрисдикцию РФ.
Какие иностранные организации и структуры признаются КИК
Чтобы понять, какие иностранные компании признаются Контролируемыми иностранными компаниями (КИК), следует узнать, какую точку зрения поддерживает российское законодательство. Организации и структуры, входящие в эту категорию, могут быть зарубежными.
Организациями, подходящими под определение КИК, являются юридические лица. Если компания зарегистрирована в другом государстве и подчиняется его юрисдикции, а не юрисдикции РФ (и, соответственно, владелец не платит налоги в России), существует высокая вероятность, что она будет считаться КИК. Кроме того, компания может выполнять контролирующую функцию для российских резидентов, которые могут быть как физическими, так и юридическими лицами.
Если же речь идет о структуре, то она не является юридическим лицом и имеет иную организационную форму, допустимую по закону того государства, к которому она принадлежит. Такие структуры обычно занимаются извлечением прибыли и управляются группой бенефициаров или участников, также получающих личную прибыль.
Для определения типа иностранного субъекта можно ориентироваться на пункт 2 Письма Минфина РФ от 10 февраля 2017 года № 03-12-11/2/7395. В нем даются рекомендации, которые позволяют сравнить законодательство, на основании которого субъект учрежден, с положениями Налогового кодекса РФ и сделать вывод о природе субъекта. Если вы по-прежнему сомневаетесь, можно назвать компанию организацией.
Один из ключевых моментов в работе с контролируемыми иностранными компаниями (КИК) заключается в определении, кто именно может считаться контролирующим их деятельность лицом. Согласно российскому законодательству, это может быть налоговый резидент РФ, влияющий на решения компании по распределению прибыли. Но что же из себя представляет понятие «контролируемой» именно в данном случае?
Контроль над иностранным субъектом связан с возможностью влиять на его внутренние решения по вопросам распределения прибыли и другим ключевым аспектам деятельности. При этом даже небольшое влияние на компанию может быть решающим фактором в определении контролирующего лица. Важно понимать, что говоря о контролируемой иностранной компании, подразумевается любая организация или структура, находящаяся за рубежом.
Для определения того, есть ли у резидента РФ контроль над КИК, могут использоваться три критерия, перечисленных в Письме Минфина от 20 июня 2017 года № 03-12-11/2/38303. Эти критерии связаны с долей участия в зарубежном субъекте, а также с возможностью влиять на решения по распределению его прибыли.
Также важно отметить, что в контексте иностранной структуры контроль может осуществляться учредителем или другим лицом, которое может влиять на распределение ее активов. При этом решающей ролью здесь будет зависимость от российского субъекта в принятии решений по прибыли и другим аспектам деятельности.
Отдельно выделяются случаи, когда у резидента РФ нет права считаться контролирующим КИК лицом. Это касается ситуаций, когда его участие в субъекте опосредовано через российскую публичную компанию, а также ситуаций, связанных с прямым или косвенным участием в зарубежной фирме.
Пункты 10 статьи 25.13 НК РФ указывают на условия, при которых учредитель зарубежной структуры не считается контролирующим лицом. Эти условия связаны с тем, что данное лицо не получает, не распоряжается, не имеет прав на имущество и не может влиять на решения, связанные с порядком распределения дохода. Если все перечисленные условия соблюдаются, резидент РФ не обязан ставить ФНС РФ в известность о том, что имеет какое-то отношение к данной зарубежной структуре.
Кто имеет право признать лицо контролирующим и уведомить о контролируемых иностранных компаниях?
Законодательством Российской Федерации установлены два порядка признания лица, являющегося российским гражданином или организацией, контролирующим зарубежную компанию. Это добровольный порядок, когда субъект РФ сам подает уведомление в инспекцию, и принудительный порядок, когда ФНС узнает о статусе лица из других источников.
Добровольный порядок признания контроля иностранной компании предпочтительнее для инспекции и контролирующего лица. При этом важно своевременно (в течение трех месяцев с момента появления у лица КИК) сообщить о факте вхождения в круг участников зарубежной фирмы или об учреждении зарубежной структуры. Кроме того, контролирующему лицу необходимо каждый год направлять в ФНС уведомление о контролируемых иностранных компаниях не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом.
Если российский субъект только приобретает влияние на зарубежную фирму или структуру, то ему придется в уведомлении указать дату приобретения влияния, наименование КИК, регистрационный номер компании (если таковой имеется), ее организационную форму, свою долю участия и данные о том, является он только учредителем КИК либо еще и контролирующим ее лицом.
Ежегодное сообщение о контролируемых иностранных компаниях имеет иное содержание и должно быть представлено в срок не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом. При заполнении уведомления уведомитель указывает период, за который отчитывается, название КИК, номер ее регистрации, форму организации, дату окончания периода, за который составляется финансовая отчетность КИК, день создания финансовой отчетности за актуальный период, реквизиты аудиторского заключения, долю самого уведомителя в подконтрольном субъекте, основания признания его контролирующим лицом иностранной компании и основания освобождения от налогообложения прибыли КИК.
Если каждый год уведомлять о контролируемых иностранных компаниях стало проблематично из-за сложности процедуры или сокращения экономической целесообразности КИК, то можно рассмотреть вариант возвращения компании в Россию безболезненно для нее и контролирующих лиц. При этом ФНС может самостоятельно выяснить о наличии у налогоплательщика подконтрольной иностранной компании и дать ему возможность исправить ситуацию, направив требование о подаче уведомления. В таком случае налогоплательщику предоставляется достаточно времени на подачу уведомления или предъявление подтверждения того, что он не является контролирующим лицом или не знал о своей обязанности ставить в известность ФНС о наличии у него КИК.
Возвращение активов КИК в Россию: правильный порядок действий и возможности
В наше время российские резиденты все чаще обращают внимание на вопрос возвращения своих иностранных активов обратно в Россию. Данная тема особенно актуальна с учетом введения в стране курса на деофшоризацию. Таким образом, возникает необходимость ознакомиться с порядком действий и возможностями, которые могут помочь возвратить активы КИК в Россию.
Согласно российскому законодательству, иностранные компании могут быть переведены под юрисдикцию РФ. Для этого введена такая процедура, как редомициляция. Суть этого процесса заключается в смене личного закона компании. Процедура регулируется Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 290-ФЗ.
Для возврата иностранных активов КИК обратно в Россию был введен инструмент добровольного декларирования активов и счетов в банках. Такая амнистия капиталов предполагает добровольное раскрытие сведений об имеющихся у гражданина зарубежных счетах и компаниях. Для этого необходимо подать специальную декларацию в бумажном виде в ФНС. Действие данной процедуры регулируется Федеральным законом № 140-ФЗ "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 8 июня 2015 года.
Государство устанавливает свободу от преследования декларантам по возможным налоговым и административным правонарушениям и даже по некоторым уголовным преступлениям, связанным с декларированием активов, взамен на добровольное предъявление своих иностранных активов. Кроме того, информация, содержащаяся в поданной гражданином декларации, не подлежит разглашению другим лицам, организациям и государственным органам.
На данный момент в России состоялись три волны амнистии капиталов, последняя из которых завершилась 29 февраля 2020 года. Третья волна оказалась менее успешной, чем предыдущие, из-за усложнения "правил игры" при декларировании иностранных активов. Одним из основных усложнений является необходимость редомициляции КИК, что требует знания международных норм и национального законодательства обеих стран.
Тем не менее, активы зарубежной компании можно вернуть на родину ее контролирующего лица путем репатриации или редомициляции. Однако редомициляция может быть сложной процедурой, требующей соблюдения всех международных норм и национального законодательства обеих стран. Для упрощения данного процесса стоит обратиться в компанию, оказывающую профессиональную помощь при переводе активов.
Если у гражданина РФ или российской компании есть подконтрольный иностранный субъект, то он должен сообщить о нем в ФНС. В противном случае при обнаружении налоговой инспекцией принадлежности лица к КИК ему не избежать проверок и доначислений.
Перевод иностранных активов в РФ может быть сложной ситуацией, требующей юридического консалтинга. Эксперт компании "КСК Групп", Алексей Чубаров, рассказывает о необходимости подобной помощи.
Перевод активов может вызвать множество проблем, особенно, если все активы находятся за пределами РФ. Работа с такими случаями требует профессионализма, чтобы оценить все риски и избежать возможных претензий от налоговых органов. Компания "КСК Групп", занимающаяся подобными вопросами уже 25 лет, обеспечивает максимально комфортные условия для работы своих клиентов. Их задача заключается в защите от налоговых претензий, снижении налоговой нагрузки и избежании банкротства.
Одним из преимуществ компании является колоссальный опыт. Они сопровождали клиентов во время всех трех волн амнистии, что дает им возможность глубоко и подробно исследовать все обстоятельства каждого дела.
На сайте "КСК Групп" можно найти больше информации о деятельности компании и записаться на консультацию через функцию обратной связи. Общаясь со специалистами "КСК Групп", клиенты могут быть уверены в профессионализме консультаций и успешной работе по переводу активов в РФ.
Фото: freepik.com