Причины утомления у детей школьного возраста
Утомление — физиологическое состояние организма, возникающее в результате нагрузки и проявляющееся временным снижением работоспособности.
Утомление — физиологическое состояние организма, возникающее в результате нагрузки и проявляющееся временным снижением работоспособности. Наиболее распространенными причинами утомления у современных школьников являются:
необходимость изучения большого объема учебной информации; совмещение учебной деятельности с факультативными и кружковыми занятиями; несбалансированное, нерациональное питание; неполноценный сон; замена активного отдыха на свежем воздухе пассивным с использованием гаджетов.О начале утомления школьника свидетельствуют следующие признаки:
снижение продуктивности (увеличивается число ошибок и неправильных ответов, время выполнения заданий); ослабление внутреннего торможения (наблюдается двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания); ухудшение регуляции физиологических функций (нарушаются сердечный ритм и координация движений); появление чувства усталости.Признаки утомления школьника нестойкие и быстро исчезают во время отдыха на перемене или после возвращения из школы.
Восстановлению умственной работоспособности учащихся способствуют активный отдых, пребывание на открытом воздухе, а также положительные эмоции.
Согласно СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», с целью профилактики переутомления, в годовом календарном учебном плане обучающихся должно быть предусмотрено чередование периодов учебного времени и каникул. Продолжительность каникул должна составлять не менее 7 календарных дней.
Во избежание утомления в течении учебного процесса, расписание уроков составляется с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов.
Факультативные занятия и занятия по программам дополнительного образования планируют на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных (дополнительных) занятий и последним уроком необходимо организовывать перерыв продолжительностью не менее 20 минут.
Режим учебного дня, в том числе во время учебных занятий, должен включать различные формы двигательной активности. Для профилактики утомления в середине урока организуется перерыв для проведения комплекса упражнений.
Питание школьника должно быть разнообразным. Интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5-4 часов, рекомендуется 4-5-разовое питание. Нельзя игнорировать завтрак, так как он дает силы с утра; последний прием пищи должен быть не позднее, чем за 1-2 часа до сна. Поздний прием пищи может вызвать бессонницу.
Грамотно составленный режим дня позволит не только всё успевать, но и приучить организм к правильной работе и его своевременному восстановлению.
Последние новости
Влияние условий эксплуатации на работу частотного преобразователя
Факторы, влияющие на работу и срок службы частотного преобразователя.
В Оренбурге у 76-летней пенсионерки мошенники похитили 240 тысяч рублей
Мошенники. Фото из архива В Оренбурге у 76-летней пенсионерки мошенники похитили 240 тысяч рублей.
Пенсии повысили, но не всем
Жителям Оренбургской области проиндексированы социальные пенсии. Выплаты выросли на 14,75 процента.
Новая система управления будет использоваться в Оренбуржье
Евгений Солнцев, временно исполняющий обязанности губернатора Оренбургской области, планирует использование специальной информационной панели — «дашборда».