Внутренний туризм. Подмосковная Палестина
Давно мечтала побывать в Иерусалиме, но все не получалось. И вот — сподобил-таки Господь.
Давно мечтала побывать в Иерусалиме, но все не получалось. И вот — сподобил-таки Господь. Правда, и река Иордан, и Гефсиманский сад, и гора Фавор оказались не за тридевять земель, а в сорока километрах от Москвы, на окраине городка Истра. Именно здесь расположен Ново-Иерусалимский монастырь, построенный в середине XVII века у излучины речки Истры, где воспроизведены святые места Палестины.
По образу и подобию
Обязаны мы этим чудом средь российских равнин патриарху Никону. Здраво рассудив, что русским паломникам путешествовать в места спасительных страстей и воскресения Христова — Палестину, входившую в состав Османской империи, трудно и небезопасно, он и затеял этот, как сейчас говорят, грандиозный проект. Поскольку «куратор проекта» был практически соправителем царя, стройка шла быстро. На горе, получившей имя Фавор, появились монастырские стены, затем — Воскресенский собор, планировка которого точно соответствовала храму Гроба Господня в Иерусалиме.
Не найдется слов, чтобы описать красоту и величие храма, состоящего из трех частей и более тридцати приделов! Здесь все поражает воображение. Но более прочего — ротонда, повторяющая облик часовни — кувуклии — над Гробом Господним. Нужно отстоять огромную очередь, чтобы, согнувшись в три погибели, попасть в пещерку и покаянно припасть челом к холодному камню, на котором было упокоено тело Спасителя (неважно, тот ли камень, важно верить, что так и было!). И ощутить, какой ценой искуплены грехи человечества перед Создателем. И стать хоть на несколько минут добрее, светлее, чище, смирив гордыню, страсти, уныние и все, что нас пригибает к земле.
И все же, Новый Иерусалим в Подмосковье — не механическая копия палестинской святыни. Внутреннее убранство храма уникально. Прежде всего — архитектурной керамикой, которой украшены фасады. Над изразцами собора, не имеющими равных в русском зодчестве, работали лучшие мастера. А чего стоят трехъярусные иконостасы в восемь метров высотой! К архитектурной славе собора приложил руку и архитектор Растрелли: в середине XVIII века, руководя реконструкцией собора, он построил шатер с шестью десятками окошек-люкарн.
Если обходить храм по кругу, увидишь все этапы последних дней Иисуса. Это так называемые храмы Скорбного пути. Вот — храм-темница. В ней, с закованными ногами, он провел ночь перед казнью. Наверху — Голгофа. Крест для нее привезли по заказу самого Никона из Иерусалима. Напротив входа в храм установлен камень миропомазания, на котором лежал Иисус, снятый с креста. На камне видна трещина — от взрыва фашистского снаряда. А справа от входа похоронен патриарх Никон.
Храм под землей
С востока к Воскресенскому собору, как и в Иерусалимском храме, примыкает подземная церковь-крипта Константина и Елены. Соединяется она с собором лестницей в тридцать три ступени — по числу лет Христа. Константин — император Римской империи, который в 330 году перенес столицу в Константинополь и объявил христианство государственной религией. Елена — его мать, прославившаяся распространением христианства и раскопками в Иерусалиме на Голгофе. В ходе этих раскопок в пещере, где был похоронен Иисус Христос, нашли гроб, крест, на котором его распяли, и другие реликвии Страстей Господних. На месте пещеры Елена повелела построить храм Гроба Господня. В период персидских завоеваний храм был разрушен. Когда новость о разрушении храма Гроба Господня достигла Европы, это послужило сигналом к началу Крестовых походов. В середине XII века крестоносцы вновь отстроили храм в величественном романском стиле. Именно здесь в канун празднования православной Пасхи появляется Благодатный огонь. Этот храм и послужил прообразом собора в Ново-Иерусалимском монастыре. Когда копали котлован для подземной церкви Константина и Елены, то наткнулись на водоносный слой, из которого стал бить родник. В годы гонений на церковь источник иссяк. А после возрождения святыни вновь ожил.
Чтобы помнили…
Подмосковная Палестина — не только строения, но и грандиозный ландшафтный комплекс — с горами Сион, Фавор, Элеон, Кедронским потоком и живительным источником, именуемым Силоамской купелью, расположившейся среди вековых деревьев Гефсиманского сада. А на берегу реки Истры, названной тут Иорданом, уютно разместился скит патриарха Никона, в котором он жил после ссоры с царем Алексеем Михайловичем и самовольного отказа от патриаршего престола. Находясь в добровольной отставке, бывший патриарх любил ходить на рыбалку. Иногда принимал гостей, омывая… им ноги. Есть в христианстве такая традиция…
В соборе и около — погребения членов семей, владевших окрестными землями, и лиц, оказывавших финансовую поддержку монастырю: Бестужевых-Рюминых, Нащокиных, Олениных, Загряжских, Сухово-Кобылиных (в том числе могилы отца и матери драматурга Александра Сухово-Кобылина). В подземной церкви в приделе иконы богоматери «Утоли Моя Печали» похоронены жена и сын полководца Александра Суворова.
Монастырь окружают высокие — в девять метров — крепостные стены. На их изломах установлены семь башен. У одной — осиновая крыша. Как напоминание о предательстве: ведь Иуда повесился на осине. Именуется эта башня Гефсиманской, по названию сада, где предали Христа.
Новая жизнь древних стен
В годы Великой Отечественной войны Новый Иерусалим оказался в зоне кровопролитных боев за Москву. Захватив монастырь, фашисты организовали в нем госпиталь. При отступлении взорвали Воскресенский собор, уничтожили колокольню. Сведения о разрушениях в Новом Иерусалиме фигурировали в Нюрнбергском процессе как преступление против человечности. Реставрационные работы, которые велись на территории монастыря с 1959 года, завершены не так давно — в ноябре 2019-го. И теперь каждый может увидеть образ Святой земли в самом сердце России. К слову, реставрация обошлась в 10 миллиардов рублей, из которых почти 1 миллиард 300 миллионов составили народные пожертвования.
Колокольни монастыря обожал писать художник-кубист Аристарх Лентулов, четыре его работы посвящены «копии Святой земли». Впрочем, Ново-Иерусалимский монастырь и сам по себе является храмом искусства. Еще недавно в его стенах располагался музей, в богатейшую коллекцию которого входили предметы из храмов и ризницы, экспонаты Музея памяти патриарха Никона, картины из художественной галереи, расположенной в Трапезных палатах, материалы археологических раскопок, предметы из усадеб западной части Московской губернии. Посмотреть на шедевры Айвазовского, Шишкина, Левитана, Пикассо, Кустодиева, Дюрера, Фалька, Фаберже приезжали не только из российской глубинки, но и из столицы.
В 2009 году музей переехал за реку, став крупнейшим культурно-выставочным комплексом Подмосковья. Но название у него осталось прежним, монастырским — Новый Иерусалим.
Наталия Веркашанцева
Последние новости
Начальник полиции просит суд дополнить осужденному ограничения
Начальник отдела полиции обратился в Советский районный суд г.Орска с административным исковым заявлением о дополнении осужденному ограничений.
Орчанин обокрал своего знакомого
Советский районный суд г.Орска рассмотрел уголовное дело в отношении 50-летнего орчанина, обвиняемого в краже (п.
Хирург не механик, не чинит, а лечит
Среди сотрудников городской больницы, награжденных по итогам года, молодой и перспективный хирург второго хирургического отделения Семен Чигорин.
Домашний интернет: выбор для тех, кто ценит комфорт и качество
Высокая скорость, стабильное соединение и выгодные тарифы для всей семьи