Пища духовная и пища мирская

Атмосфера в Иверском женском монастыре – особая. Здесь ты находишься как будто вне времени.

Атмосфера в Иверском женском монастыре – особая. Здесь ты находишься как будто вне времени. Куда-то уходят все тревоги и переживания. Даже дышится легче… Корреспондент «ОХ» впервые побывал в обители и был поражен. Чем именно? Об этом наш материал.

Эстетика без излишеств

Пройдя через иконную лавку в храм, а затем и гостевую комнату, сразу обратила внимание, с каким вкусом оформлены помещения. По словам настоятельницы матушки Ксении, такое сочетание духовности и красоты – заслуга старшего священника монастыря отца Сергия. 

– Наш батюшка – человек очень творческий, пишет иконы, – рассказывает настоятельница. – Благодаря его вкусу, творческой направленности в монастыре удалось создать особую атмосферу. 

И оформление службы, и те предметы, что окружают человека, пришедшего в монастырь, – все создано для того, чтобы показать красоту веры. Только видя вокруг прекрасное, человек преображается сам, а в его душе рождаются светлые чувства. 

Беседуем с настоятельницей за чашкой чая с душистыми травами. Из угощений – вкуснейшие конфеты, изготовленные сестрами. Не могла не поинтересоваться, как появилась идея делать сладости и, как выяснилось, другую продукцию, которая хорошо известна жителям нашего города. 

– Монастыри всегда славились тем, что стремились перейти на самообеспечение, – объясняет настоятельница. – Так сложилось, что к нам стали приходить сестры и трудницы творческие, интересно мыслящие. Стараемся воплотить их идеи в жизнь. Мы не коммерсанты, не можем просчитывать, продумывать, планировать. Пробуем – и все складывается само собой.

Радуемся, когда создаем своими руками

В сопровождении матушки Ксении отправляюсь в пельменный цех. Сразу бросаются в глаза идеальная чистота и современное оборудование, которое, по словам настоятельницы, монастырь приобретает с помощью благодетелей. 

Сестры, которые здесь трудятся, тепло меня приветствуют и рассказывают, какую разнообразную продукцию они готовят. На разделочном столе – огромная оранжевая тыква, это будущая начинка вареников. Оказывается, монахини успешно пользуются Интернетом для поиска интересных рецептов. 

– Но на первом месте у нас молитва, а это называется поделье, – объясняет матушка Ксения. – Чтобы человек не был праздным, он должен трудиться. Вот мы и трудимся во славу Божию и для людей. Все наши продукты качественные и сделаны только из натурального сырья.

Грузинский сыр в орском монастыре

Через монастырский двор попадаем в сыроварню. В небольшом и очень чистом помещении приятно пахнет. Как рассказала матушка, молоко удалось подобрать не сразу. Брали разные варианты на пробу. И некоторые не заквашивались. Тогда становилось понятно, что продукт ненатуральный. Потом все же идеальное молоко было найдено. Его привозит фермер из Адамовского района. У монастыря нет своих коров. Нужно специальное помещение, корма, чтобы их содержать. Пока это только в планах. 

На большом разделочном столе кастрюля с надписью: «Мацони». Слово для меня незнакомое, поэтому прошу сестру Иоанну рассказать об этом продукте. Оказывается мацони – очень полезный кисломолочный напиток. Его, как и сыр, монахинь научили делать грузинки-игуменьи, которые приезжали погостить в монастырь. Как раз первой продукцией, которая была запущена в производство, стали сулугуни и мацони – традиционные кавказские блюда. Долго делали только их. Потом решили изготавливать и другую продукцию. 

– Наш батюшка – большой любитель сыров, – поясняет монахиня Иоанна. – Он посоветовал научиться делать халуми – греческий сыр. Рецепт нашли в Интернете. Но мы, степные жители, очень любим травы, поэтому стали добавлять в сыр базилик, чабрец, хмели-сунели. В результате посыпались отзывы от людей, что это очень вкусно. А от себя могу добавить, что еще и натурально.

Трудница – женщина, работающая и живущая при монастыре на добровольной и бескорыстной основе. Трудничество – это возможность для православного человека пожертвовать время и силы, постараться жить по уставу монастыря. Но трудницы в отличие от монахинь и послушниц не дают обетов и могут уехать домой в любой момент. 

Фото Кристины Ещенко

По страницам истории

Без испытаний не обходилось

Становление православия в Орске началось с момента закладки крепости. Спустя всего 25 дней после образования города – 31 августа 1735 года – приступили к возведению деревянной церкви, которая стала носить имя святого апостола Андрея Первозванного. К 1743-му она была перенесена к горе Преображенской. На многолетнем пути развития города (крепости) представителям духовенства пришлось пережить немало испытаний, чтобы нести согражданам веру Христову.

После наводнения – обновление

Весной 1749 года случилось сильное наводнение, Орская крепость в одночасье превратилась в зону бедствия. Вода повредила все строения, особенно церковь. А уже летом того же года вместе с присланными из Оренбурга мастерами-строителями горожане приступили к ремонту и строительству как жилых объектов, так и церкви, которую на этот раз расположили на снятой вершине горы Преображенской. В 1751-м была возведена полукаменная церковь, ее назвали церковью Преображения Господня. Вскоре она приняла и первых прихожан. В 1800 году при учреждении Оренбургско-Уфимской епархии в Орской крепости была одна полукаменная Преображенская церковь, которая имела 48 приходских дворов. 

Не посмотрели на сан священника

В конце XVIII века в Орской крепости случилось экстраординарное событие, которое едва не закончилось трагически. Один из немногих священнослужителей выехал из городских стен, чтобы провести обряд в одном из казачьих разъездов. Однако на пути к месту назначения его схватили «вольные людишки» – небольшая шайка разбойников. Священнослужителя ограбили, связали и увезли в неизвестном направлении. Лихие люди несколько недель систематически избивали его, практически не кормили. В Орской крепости вскоре обнаружили исчезновение духовного лица, был организован розыск силами казаков, в результате которого священник был найден и освобожден из плена. Правда, не в лучшем состоянии…

Пожары подвигли к кирпичной кладке

Кроме частых наводнений, случались в Орской крепости и большие пожары, которые приносили много бед. Они происходили достаточно регулярно, и неизменно языки огня добирались и до церкви, разрушая ее. Правда, горожане всегда стремились отстроить Николаевскую церковь (такое название она носила уже в XIX веке), но сильнейший пожар 1888 года нанес колоссальный урон городу, в том числе и культовым зданиям. После этого отцами города было решено Николаевскую церковь возвести из кирпича. В апреле 1891-го для устройства церкви на Преображенской горе создали специальную комиссию, а строительство ее началось спустя три года. Заложена она была 9 мая 1894 года. 

(Использованы архивные материалы Орского городского краеведческого музея.)

Страницу подготовили Константин Костич и Кристина Ещенко.

Последние новости

Обсуждение компенсаций для пострадавших от паводка в Оренбургской области

Депутаты КПРФ требуют пересмотреть порядок выплат и увеличить нормы жилой площади.

Подростки получают трудовой опыт в Оренбурге

Губернатор отмечает важность безопасного труда для молодежи

Спортивный праздник в Оренбурге: день здоровья и дружбы

В Оренбурге прошли соревнования, посвященные Дню санитарно-эпидемиологического надзора.

Card image

Экономику РФ из-за эффекта домино может ждать двухлетний кризис

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Белово на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *