Теневая сторона города: Сергей Кутимский об артефактах, подземных ходах Оренбурга и редких фотокадрах
« Разговоры про город» — проект, который запустила в сети искусствовед, преподаватель кафедры дизайна Оренбургского государственного университета Эльвира Карпова.
« Разговоры про город» — проект, который запустила в сети искусствовед, преподаватель кафедры дизайна Оренбургского государственного университета Эльвира Карпова.
Статьи в Telegram-канале задумывались, как откровения художников, дизайнеров, архитекторов и других небезразличных к городу людей. Формат — интервью.
«Оренбург Медиа» поддержал проект и публикует его под рубрикой «Разговоры про город» . Ищите статьи также в социальных сетях под специальным хэштегом #разговорыпрогород.
Новый герой рубрики — фотограф, блогер Сергей Кутимский.
Чем ты занимаешься?
У меня много хобби, я и фотограф, и кладоискатель, есть и официальная работа — занимаюсь электросамокатами. Основное хобби — лазить по заброшкам и фотографировать их. Но не просто по каким попало, а по зданиям, у которых есть история. Важно, чтобы там осталась частичка старого мира, а не просто голые стены.
Больше интересует советское или дореволюционное?
Дореволюционное сейчас уже практически нереально найти. С советским дело обстоит лучше — бомбоубежища, склады, но с каждым годом этого тоже всё меньше. Всё ломают, продают, скоро лазить негде будет. Из последнего интересного — богадельня Ивановых рядом с цирком. С этим местом связана запутанная история, которая наделала много шума. Год там жили работники цирка, которым нечем было кормить животных, им не платили зарплату. Историческое здание, а они там животных держали. До 2005 года было профессиональное училище связи, а потом здание стояло заброшенным. Какое-то время там проводили даже лазертаг. Сейчас оно стоит брошенным, хотя является памятником. И таких зданий у нас по городу много. Одно радует — отреставрировали Михайловские казармы.
Ещё я увлекаюсь гражданской обороной — противогазы, дозиметры, вся советская тема, изучаю бомбоубежища и их историю. В прошлом году мы узнали, что есть огромное бомбоубежище возле Армады, которая теперь Мармелад. Интересные находки были в гарнизонном госпитале на заброшенном складе — запечатанные шприцы, лекарства, колбы, разная медицинская посуда. Там же я нашел новые военные очки, очень редкие.
У тебя большая коллекция артефактов?
Да, уже серьезная. Много чего я отдаю музеям, книги, документы. В усадьбе Оглодкова на Яицкой мы нашли каталоги выставок, у которых тираж всего пару тысяч экземпляров. Я выложил пост и мне позвонили из Музея истории Оренбурга, попросили пару экземпляров. Раньше просто собирал, а после увлечения гражданской обороной, когда что-то ищу на сайтах, то покупать один экземпляр невыгодно. Поэтому я беру ящик, а потом продаю отдельно. У меня гараж уже весь завален ящиками со всякой всячиной. Бывают очень интересные находки — советские приборы, катушки со старыми плёнками. Когда я нашел плёнки в лётном училище, очень надеялся найти на них Гагарина, вот это была бы сенсация. Но там оказались просто учебные снимки. Интересные пленки были найдены в Дубках, в лагере Искра, отсканированные фотографии я выкладываю у себя на странице ВКонтакте.
Были мысли создать видеоблог?
Многие снимают видео для того, чтобы заработать. Для меня в таком случае интерес уходит, поэтому я занимаюсь этим как хобби. Часто авторы видеороликов уже начинают что-то выдумывать, снимают фейки, просто чтобы набрать просмотры. Но людям это нравится. Мне больше интересна историческая составляющая. Хотя часто мои видео набирают много просмотров, например, ролик с гагаринской лёткой.
Если говорить об известных фотографах, снимающих уходящую эпоху, наверное, самый известный из них — Арсений Котов. Он останавливался у меня в свой приезд в Оренбург. Общались мы мало, он человек довольно замкнутый. Я ему показывал Степной, была зима. Мы там гуляли, фоткали панельки.
Какие места для тебя самые интересные?
Уже лет десять ищу подземные ходы. Многие рассказывают о них, что в детстве они выходили на набережную какими-то хитрыми способами. Сейчас они уже все завалены или испорчены. Кто-то мне рассказывал, что в девяностые была создана организация, которая специально реконструировала их, чтобы не происходило несчастных случаев. Их либо взрывали, либо заливали бетоном, цементом. Сейчас, думаю, уже об этом никто точно не скажет, потому что информация была засекречена. Я видел подземный ход из усадьбы Городисского в соседнее здание. Правда, в легенду о том, что по этим ходам перемещались женщины, я не верю.
Говорят, что когда строили Атриум, искали золото из разрушенного Казанского собора. Есть легенда, что это золото было спрятано в каких-то подземных ходах. Ещё один, заложенный кирпичами, ход находится во дворе музея истории Оренбурга. Для того, чтобы туда попасть, нужно специальное разрешение МЧС. Я думаю, что есть еще шанс для сенсации.
Есть ощущение, что в центре уже не осталось заброшек.
Я тоже так раньше думал, но постоянно что-то появляется. Два года назад мы обнаружили заброшенную маслосыробазу. Она была заброшена уже давно, но стояла на охране. Там были тоже интересные находки. Я нашел альбом, посвященный истории завода со старыми фотографиями и бронзовым Лениным на обложке. Когда я туда попал, там всё было еще советское, но местами уже стояли компьютеры. Сколько лет всё это лежало, и никому было не нужно. Сейчас интерес к подобным вещам стал появляться в связи с созданием интерьеров в советской стилистике.
Раньше много чего не было, но люди были счастливы. Была ценность человеческого общения, а сейчас люди общаются через телефоны. Когда я жил у бабушки, все жители подъезда знали друг друга, они собирались вечерами во дворике, играли в домино. Сейчас бывает, что даже соседи друг друга не знают. А сегодня вроде всё есть, а люди в большинстве своём несчастливы, постоянно куда-то опаздывают, стоят в пробках, все какие-то хмурые.
Как ты думаешь, откуда этот интерес появился?
Мне всегда была интересна наша история. Раньше всё делалось для людей. Сейчас ничего российского нет, всё импортное. В советское время было такое количество научно-исследовательских институтов, изобретений. У людей была какая-то цель, мотивация. А сейчас какая может быть цель? Ну, заработать побольше. Сейчас в этом плане всё печально. Исследуя наше прошлое я пытаюсь понять, что мы сделали не так.
Какие локации за пределами Оренбурга ты мечтаешь посетить?
В Прибалтику было бы интересно съездить, там столько ещё всякого советского заброшенного. Но это уже далековато. К тому же, оно сегодня целое, а завтра приедешь — уже всё разграблено и поломано. Чтобы кататься и полноценно исследовать, нужно не иметь основной работы и полностью посвящать себя только этому.
Фотографии из личного архива Сергея Кутимского.
Хотите поддержать проект? Подпишитесь на Telegram-канал , рассказывающий о культурной жизни Оренбурга. Следите за новыми интервью, комментируйте интересное.
Последние новости
Пловцы из Оренбургской области взяли 10 медалей на Всероссийских соревнованиях в Челябинске
Спортсменки, представлявшие Оренбургскую область. Фото министерство спорта Оренбургской области В пресс-службе министерства спорта Оренбургской области рассказали,
«ОГ» литературная: Непростой мир подростка
Ольга Замятина живёт в Санкт-Петербурге. Кандидат физико-математических наук, лауреат Международной детской литературной премии имени Владислава Крапивина и литературного конкурса «Корнейчуковская премия».
Орские поэты подарят автографы и исполнят собственные стихи
В ДК нефтехимиков 30 января пройдёт концерт «Зимний аккорд» (6+) творческого клуба «Зелёная лампа».
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку