Сдать к седьмому ноября. Как в поселке Никель возводили советские типовые дома

Итальянец Джованни Лоренцо Бернини однажды сказал, что «наибольшей похвалы заслуживает тот архитектор, который умеет соединить в постройке красоту с удобством для жизни».

Итальянец Джованни Лоренцо Бернини однажды сказал, что «наибольшей похвалы заслуживает тот архитектор, который умеет соединить в постройке красоту с удобством для жизни». Пожалуй, еще и поэтому в советское время большинство зданий проектировали так, чтобы в них было комфортно жить. Как, к примеру, в возведенных по типовым проектам зданиях, которые после Великой Отечественной войны появлялись по всей стране. Орский поселок Никель не исключение.

В каждой квартире – по две комнаты, кухня и кладовая. Такие помещения должны были иметься во всех одноэтажных домах поселка никелькомбината, который активно застраивался в послевоенное время. Возводили и типовые двухэтажки, некоторые из них по сей день впечатляют своим внешним видом. И речь здесь не про обшарпанные стены, а про элементы архитектурного убранства. 

Поселок Никель начали застраивать с 1934 – 1935 годов, когда возводили комбинат. Первые дома появились рядом с проходной предприятия и предназначались для рабочих и служащих. Уже в 1943 – 1944 годах архитектурно-планировочная мастерская Наркомата коммунального хозяйства выполнила детальный проект планировки и застройки поселка. В центре его должны были возводить двухэтажные шлакоблочные дома с водопроводом и канализацией. Такие во второй половине сороковых составляли 48 процентов жилого фонда Никеля.

Часть жилых зданий, построенных в тот период, можно увидеть на проспекте Никельщиков, улицах Казалинской и других. Несмотря на то, что делали все по типовым проектам, каждый дом здесь по-своему уникален. Но не каждый из них шлакоблочный. К примеру, в переулке Нежинском, а также на улицах Чекасина и Земнухова еще встречается жилье каркасно-засыпное. В основном это восьмиквартирные дома различных проектов, причем некоторые довоенной постройки конца тридцатых годов. Часть из них уже признана аварийными и снесена. А вот кирпичные и блочные дома появились тут несколькими годами позже – перед войной. Особого внимания заслуживают здания в переулке Казалинском, на проспекте Никельщиков и на той же улице Земнухова. В оформлении фасадов советские строители применяли такой вид облицовки, как рустовку. То есть внешние стены и углы выкладывали нарочито необработанными камнями четырех-угольной формы, которые имели одинаковые размеры. Их просто правильно и аккуратно подгоняли. Деревянные балюстрады на некоторых домах – это тоже интересный элемент архитектуры, который довольно часто применялся в то время. Многие из них, в частности в оформлении небольших балконов, сохранились. 

Ближе к пятидесятым в поселке начинают строить дома по стандартным типовым проектам. Их тогда возводили по всей стране. В переулке Невском – по проекту № 14 Союзтранспроекта (по нему же строили ряд домов в поселке Вокзальном и в квартале рядом с Соцгородом). А на проспекте Никельщиков встречаются дома, выполненные по типовому проекту 1-244-1. Как правило, это восьмиквартирные деревянные здания, разработанные в Государственных архитектурных мастерских автором Юрием Щуко. Есть и малоэтажные сталинки проекта 1-260-1. От других жилых строений они на первый взгляд не особо отличаются. Но если присмотреться, то можно заметить, что их особенность – огромные окна с большим количеством створок и форточек. Причем в каждой комнате окна широкие, а вот в кухнях – наоборот. С чем это связано, большой вопрос.

Рядом с некоторыми домами на Никеле можно и сегодня увидеть небольшие металлические ограждения. Раньше их сооружали вокруг молодых зеленых насаждений. Только весной 1947 года никельщики высадили около 9 тысяч деревьев, а на осень работники комбината подготовили к посадке 1200 саженцев.

В 1947-м строили новый поселок металлургов никелькомбината. Об этом в августе того года так писал «Орский рабочий»: «Растет новый поселок индивидуальных домов рабочих и командиров производства никелькомбината. Он будет состоять из 40 двухквартирных домов. В каждой – по две комнаты, кухня и кладовая. В первые дома вселились лучшие мастера плавильного цеха Егоров, Кожевников и другие. В ближайшие дни сдадут еще 6 домов. Строители обязались полностью закончить сооружение нового поселка к 7 ноября».

Когда только приступили к строительству комбината, работники никельстроя (как его тогда называли) сначала поселились в поселке Октябрьском. Он располагался между промзоной нефтеперерабытывающего завода и будущего ЮУНК. Это была малоэтажная застройка. Да только там происходили весьма неприятные ситуации. Как рассказал председатель Орского отделения ВООПиК Александр Карандеев, ближе к девяностым годам в поселке случались пугающие события. К примеру, однажды мужчина спустился в погреб со свечой и едва не взлетел на воздух. Оказалось, что глубоко в почве под Октябрьским образовались так называемые нефтяные линзы. 

– Официальное объяснение было таким: протечка нефтепродуктов в подпочвенные воды образовалась из-за дренирования нефтешлама из недостаточно герметизированных амбаров завода. Тогда депутаты горсовета поручили директору предприятия выполнить герметизацию амбаров, а первые три дома с улицы Амангельды снести. С этого момента в середине восьмидесятых и началось исчезновение поселка, – отметил Карандеев. 

Октябрьский имел прямо-угольно-решетчатую планировочную структуру, то есть был застроен хаотично и не совсем правильно. Окончательно он исчез в девяностых.

Удешевляли как могли

Работникам местных предприятий, в том числе никелькомбината, жилья в сороковых годах не хватало, даже несмотря на высокие темпы строительства. То было недостаточно материалов, то возникали проблемы другого характера. 

Иногда вопросы касались взаимоотношений подрядчиков и заказчиков. О чем спорили? Да в том числе о высоте потолков. Начальник стройуправления треста «Юж-уралтяжстрой» Афонин как-то выступил с пламенной речью со страниц газеты. Он говорил о том, как нужно возводить жилье по типовым проектам. 

– Едва ли кто из строителей или заказчиков сумеет объяснить, почему высота этажа жилого дома у нас принята от 3 до 3,3 метра. Ведь давно доказано, что более экономичной и полностью отвечающей санитарным нормам является высота 2,7 метра, – уверял Афонин. – В Москве и Ленинграде при проектировании зданий берут именно эту цифру. Не ухудшая качества жилья, понижение высоты этажа сокращает стоимость дома более чем в три процента. Нужно, чтобы орские строители последовали этому примеру. 

Аналогично с толщиной стен подвала и фундамента. У нас, по словам Афонина, принято, будто она должна быть больше, чем толщина стен. Инженер предлагал сделать ее не более 40 сантиметров, что тоже значительно могло удешевить стройку. А после дошел до крыши. 

– По непонятной причине наши проектировщики очень любят высокие крыши, хотя по техническим условиям крутизну их можно довести до 32 градусов. На одном доме так и сделали. Это позволило сэкономить 5,6 кубометра леса, на покрытие затратили гораздо меньше шифера, была достигнута экономия кирпича, – отмечал инженер и предлагал применять практику на других строящихся объектах Орска.

Фото автора

Л. Денисова

Последние новости

Оренбуржцев предупредили о вспышке гриппа, вызывающего пневмонию за сутки

Управление Роспотребнадзора России сообщает о росте заболеваемости гриппом А(H1N1)2009 в период сезонной активности респираторных вирусных инфекций.

Роспотребнадзор: Доминирующий в России штамм гриппа вызывает тяжелое течение болезни

Чаще у россиян выявляют грипп, в структуре возбудителей которого доминирует вирус A(H1N1).

Прекращение движения

Ввести с 20 ч.30 м. (время местное) 02.01.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Клину, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *