Функционал большой, наследия нет. Как уникальные дома с вековой историей стали никому не нужными

Однажды армянский шахматист Ашот Наданян сказал удивительно меткую фразу.

Однажды армянский шахматист Ашот Наданян сказал удивительно меткую фразу. Звучит она так: «Цель великих людей – оставить наследие, цель мелких – наследить». Пожалуй, к теме культурного наследия цитату спортсмена тоже можно применить. Причем с легкостью. Особенно когда смотришь на некоторые старинные дома Орска с вековой или почти вековой историей. О них и расскажет «ОХ».

Один дом принадлежит государству, владельца другого никто не знает. В одном выбитые двери и окна заколотили жестяными листами, чтобы подростки не смогли растащить то немногое, что от него осталось. Состояние другого здания не лучше, ведь уже много лет оно не эксплуатируется и сильно обветшало. Первое построено в стиле конструктивизма и функционализма, а второе – в стиле модерн. Но оба теперь никому не нужны. 

О том, как разграбляют дом № 67 на улице Советской, «Хроника» писала несколько недель назад. Тогда несовершеннолетние вырвали в здании несколько труб отопления, чтобы, по всей вероятности, вывезти и сдать на металл. Журналисты сразу направили в горадминистрацию запрос с просьбой прояснить, кому сейчас принадлежит дом. Уже через несколько дней выбитые окна и двери там заколотили профлистами. Однако вопросы по объекту остались, ведь это единственное в Орске, по информации Комитета архитектуры и градостроительства, здание в стиле конструктивизма и функционализма. Причем возводили его в тридцатых годах прошлого века в том числе из кирпича разобранной городской церкви. 

Как пояснила Лариса Хальченко, заместитель главы города по социальной политике, с января этого года дом № 67 на улице Советской находится в ведении «Рос-имущества», которое и должно отвечать за его сохранность. При этом в государственном реестре объектов культурного наследия здание не числится. Отсутствуют даже заключения экспертов о наличии признаков, по которым дом можно внести в этот реестр. 

Хотя областные краеведы иного мнения. Татьяна Дорофеева из Оренбурга не раз говорила, что эти здания имеют ценность, в первую очередь архитектурную. Причем их в регионе не так много, как и домов более ранней постройки в стиле модерн и кирпичном стиле. Опять же большинство из них в список объектов культурного наследия не попало. Хотя тут ситуация более чем странная. 

– Некоторые дома были признаны архитектурными памятниками, памятниками истории и культуры еще в прошлом веке. К примеру, здание на пересечении улиц Карла Маркса, 9, и Степана Разина, 90, значилось там как красногвардейский штаб обороны Орска. Табличка и сейчас есть на фасаде, – говорит Александр Карандеев, председатель Орского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. – Решение об этом было принято в конце восьмидесятых. Большая часть памятников градостроительной архитектуры в Орске еще по советским документам – местного значения. То есть они фактически находятся в ведении города, а значит, должны охраняться. Но сейчас город не может констатировать даже факт их разрушения, поскольку не ведется свод таких объектов. Что тут говорить про деньги на сохранение… 

Тот же дом купца 2-й гильдии А. И. Жукова на пересечении улиц Карла Маркса, 9, и Степана Разина, 90, выстроенный в 1914 году в стиле модерн и кирпичном стиле, на государственном учете как объект культурного наследия не числится. Кто владеет строением, тоже неизвестно. По крайней мере, горадминистрации. А вот в областной госинспекции по охране памятников истории и культуры на этот вопрос вовсе отказались отвечать. При том что в Орске всего два таких здания, они практически близнецы. Второе – это дом купца Александра Маца, построенный в 1916-м на улице Степана Разина, 91. Есть одно похожее и в Оренбурге. То есть по факту архитектурную ценность все объекты представляют. Но, видимо, не для местных властей.

Загадка купца Хамитова

В другом старогородском доме, не менее уникальном, размещается Центр детского туризма, поэтому он в достаточно неплохом состоянии. Речь о строении на пересечении улиц Декабристов, 16, и Радищева, 45. 

Это кирпичное здание было построено в 1914 году купцом 2-й гильдии Хамитовым как доходный дом, но отдано под женскую гимназию. Двухэтажное строение возведено в стиле модерн с характерным угловым акцентом, а на окнах и сейчас можно увидеть мелкую темно-синюю расстекловку. Примерно так было на домах Маца и Жукова. 

Особенность здания купца Хамитова в том, что тут на фасаде выполнены инициалы самого владельца. Кирпичные буквы не сразу бросаются в глаза, они расположены не рядом друг с другом. Со стороны улицы Радищева в одном углу под окном есть буква «Ф», на другом почти по центру – «Ш», а со стороны улицы Декабристов хорошо читается буква «Х». Вот только на самом здании висит табличка, обозначающая, что это дом купца 2-й гильдии Ш. Х. Хамитова. Но в некоторых документах краеведческого музея встречается расшифровка инициалов: Фазылзян Хамитович Хамитов. Однако мог ли владелец здания ошибиться в своих данных, когда строители размещали их прямо на фасаде? Вряд ли. «ОХ» решила выяснить, как на самом деле звали купца. Были проштудированы многие бумаги конца XIX – начала XX века. Оказалось, он Фазл Джан Шакирович Хамитов. Его имя указано в одном любопытном финансовом документе. В 1886 году в Оренбурге в местном филиале одного из крупнейших в империи частного Волжско-Камского коммерческого банка орский купец кредитовался под векселя, то есть долговые расписки. Выходит, что на табличке, размещенной на фасаде здания, информация неверная. 

– Такое могло случиться, – отмечает Александр Карандеев. – В документах, в том числе исторических, встречаются ошибки. Допустим, дом № 84 на улице Советской, где расположена редакция газеты «Орская хроника», был построен купцом 2-й гильдии Петром Александровичем Шустовым. Хотя раньше считалось, что это дом купца Шубенкова. До последнего думали, что дом купца Назарова построен по чертежу архитектора Скопинского в 1871 году. Эксперт, который оценивал это здание как вновь выявленный объект культурного наследия, выяснил, что здание возведено по проекту архитектора П. Е. Скотникова из Санкт-Петербурга. Он в 1866 – 1875 годах трудился в строительном отделе Оренбургского губернского правления. В случае с Хамитовым, думаю, сыграли свою роль ошибки в исторических источниках, опечатки, описки. Зачастую перепроверять сведения не представляется возможным, поскольку документальных свидетельств крайне мало.

По некоторым данным, еще в 1993 году решением Орского городского Совета депутатов дом № 45 на улице Радищева признан памятником архитектуры как объект, представляющий историческую, научную, архитектурную и иную культурную ценность. По другим данным, строение признали памятником истории и культуры в 1998 году.

В Орской городской энциклопедии инициалы купца Хамитова верны. Там сказано, что жилой каменный одноэтажный дом Ф. Ш. Хамитова находился на улице Петрашевцев, 33. Построен он был в 1880-е годы. Купец торговал сырьем и пушниной, а также активно занимался благотворительностью. Объект было рекомендовано признать памятником архитектуры и градостроительства. Однако в реестре его нет до сих пор.

Александр Карандеев упомянул о купце 2-й гильдии Аркадии Дмитриевиче Шубенкове. Такой в Орске действительно был. Но жил он, как следует из памятного адреса Оренбургской губернии начала прошлого века, на улице Садовой, 1 (ныне это улица Куйбышева).

P. S.  Хочется надеяться, что местные власти обратят внимание на дома в Старом городе, представляющие собой культурную и архитектурную ценность. Ведь, как сказала Елена Двойникова, государственный эксперт охраны культурного наследия: «Утраты таких ценностей невосполнимы и необратимы. Они не могут быть компенсированы ни развитием современной культуры, ни созданием новых значительных произведений».

Фото автора

Л. Денисова

Последние новости

Влияние условий эксплуатации на работу частотного преобразователя

Факторы, влияющие на работу и срок службы частотного преобразователя.

В Оренбурге у 76-летней пенсионерки мошенники похитили 240 тысяч рублей

Мошенники. Фото из архива В Оренбурге у 76-летней пенсионерки мошенники похитили 240 тысяч рублей.

Пенсии повысили, но не всем

Жителям Оренбургской области проиндексированы социальные пенсии. Выплаты выросли на 14,75 процента.

Новая система управления будет использоваться в Оренбуржье

Евгений Солнцев, временно исполняющий обязанности губернатора Оренбургской области, планирует использование специальной информационной панели — «дашборда».

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Ленинске-Кузнецком, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *