Теория музыки может быть увлекательной. Интервью с педагогом ДШИ № 3 Орска Ольгой Астафьевой

Если спросить ребят, какой предмет в школе искусств самый сложный, наверняка назовут сольфеджио.

Если спросить ребят, какой предмет в школе искусств самый сложный, наверняка назовут сольфеджио. Но и его можно преподавать так, что постигать теорию будет интересно.

На уроках у Ольги Астафьевой в ДШИ № 3 всегда царит творческая атмосфера. За умение зажечь ребят, пробудить интерес, научить Ольга Николаевна уже во второй раз удостоена премии правительства Оренбургской области «Преподаватель года» в сфере культуры и искусства.

 

Ольга Астафьева признается: получить награду было приятно. Хоть в копилке опытного педагога немало дипломов и знаков отличия, когда труд ценят – это придает новых сил, желания двигаться вперед.

Уже более 20 лет Ольга Николаевна ведет в ДШИ № 3 предметы теоретического цикла – сольфеджио и музыкальную литературу, а преподает уже 37 лет. В профессию нашу героиню привела любовь к искусству и математике, которые тесно переплетаются в теории музыки.

– Сольфеджио – предмет сложный. Моя задача – научить детей так, чтобы все для них было предельно просто, – говорит Ольга Николаевна . – Всегда стремлюсь к тому, чтобы занятия доставляли удовольствие. Не надо заставлять ребят зубрить, только через понимание приходят знания. Да, это работа, теория везде сложна, возьмите физику или химию… Но без нее невозможно познать сути вещей. На уроках музыкальной литературы мы слушаем произведения разных авторов, знакомимся с их творчеством. Как говорил Моцарт, музыка – это голос нашего сердца. Слушая произведения, стараемся пропустить их через себя, найти то, что близко каждому. К примеру, мне с детства нравится Рахманинов, сейчас мне очень близка музыка Доги. Детям часто нравятся Моцарт, Бетховен, Гайдн. Есть и те, кто с удовольствием слушает Баха, приходит в восторг от органной музыки.

Воспитанники Ольги Астафьевой – частые участники многочисленных конкурсов. Что отрадно, всегда занимают на них призовые места.

– Впервые на конкурс по сольфеджио мы поехали с Мариной Павловой, – вспоминает педагог . – Участие в нем принимали четвероклассники. Марина тогда была в третьем классе, что не помешало ей уверенно занять первое место. И это несмотря на то, что у нас не было опыта участия в конкурсах. Требовалось выполнить контрольную работу, написать слуховой и музыкальный диктант и спеть с листа совершенно незнакомую мелодию. Помню: огромный рояль, такая маленькая Марина и человек 40 педагогов. Но она ко всему была готова, ничуть не волновалась и отлично справилась.

Спустя некоторое время директор предложила мне свозить учеников в Питер, куда съехались дети со всей России. Мы побывали там с Ольгой Роговой и Светой Балакиной. Когда вошли в зал, увидели огромный стол, за которым сидел очень колоритный профессор. Девочки показали себя достойно, завоевали второе место. Как позже выяснилось, они все сделали правильно, немного подвели различия в обозначениях московской и питерской школы. А чуть позже вместе с Любой Киреевой завоевали три первых места и первое командное по всей России в онлайн-конкурсе, организованном Архангельским музыкальным училищем…

С тех пор воспитанники ДШИ № 3 – постоянные участники самых разных теоретических конкурсов. Участвуют и в очных, и в онлайн-состязаниях, где выполнение заданий идет в режиме реального времени. В этом году трое ребят примут участие в конкурсе, который пройдет в колледже искусств. Планируют посоревноваться и в оренбургском, а пока одна из воспитанниц готовится ко всероссийскому состязанию, которое состоится в Москве.

– Год от года конкурсы становятся все сложнее, – говорит Ольга Астафьева . – В последнее время детям часто предлагается исполнить двухголосие. К примеру, нижний голос ребенок поет, а верхний – играет. Читать ноты нужно с листа. Пожалуй, самое сложное задание – досочинить мелодию. Для этого мало иметь творческие способности, нужно правильно оценить форму и жанр предложенного отрывка.

Участие в конкурсах – прерогатива самых сильных и талантливых ребят, тех, кто вместе с педагогом готов трудиться не покладая рук для достижения вершин. К каждому из учеников у педагога индивидуальный подход. С тех, кто способен освоить что-то сверх программы, особый спрос. А они впоследствии радуют своими большими успехами. Кому-то достаточно и базовой программы, которая помогает не только глубже окунуться в мир музыки, но и просто развивает, повышает личностный уровень.

Освоению ребятами теоретической программы помогает дружественная атмосфера, царящая в школе, и то, что директор ДШИ Татьяна Кислова приветствует новаторские порывы педагогов. В творческом взаимодействии загораются новые звездочки, которые восхищают окружающих и прославляют родную школу.

Людмила Светушкова,

выпускающий редактор

Фото Сергея Пузырева

СПРАВКА «ОГ»

Ольга Астафьева – один из самых опытных педагогов ДШИ № 3. Ее заслуги неоднократно отмечались на городском и областном уровне. Так, в 2009 и 2012 годах она была награждена благодарственными письмами администрации Орска, в 2011 и 2016 годах – почетными грамотами отдела культуры, в 2013-м – благодарственным письмом городского Совета депутатов, в 2015-м – почетной грамотой председателя Законодательного собрания Оренбургской области, в 2014 году – премией «Культурное наследие» и премией правительства Оренбургской области «Преподаватель года» в сфере культуры и искусства, и в 2022 году ей вновь присуждена эта высокая награда.

Последние новости

Конференция партии «Единая Россия» в Оренбурге

Обсуждение успехов и будущих задач партии в регионе.

Конференция молодогвардейцев: планы и итоги года

Молодогвардейцы обсуждают важные задачи и выборы на предстоящий год.

Новый срок для мэра Медногорска

Депутаты городского совета поддержали действующего мэра на выборах.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Торжке

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *