«Грани творчества» – арт-встреча к 150-летию русского художника, академика живописи Лукиана Попова
Лукиан Васильевич Попов родился в 1873 в селе Архангельском, в 40 километрах от Оренбурга в бедной крестьянской семье, которая вскоре переехала жить в Оренбург.
Лукиан Васильевич Попов родился в 1873 в селе Архангельском, в 40 километрах от Оренбурга в бедной крестьянской семье, которая вскоре переехала жить в Оренбург. Здесь он сначала учился в приходской школе, а затем в городском трехклассном училище. Когда будущему художнику исполнилось 12 лет, отец забрал его из второго класса училища и устроил в писчебумажный магазин. По воспоминаниям художника, именно это событие открыло новый мир для юного дарования. Он называет встречу с Курниковым В.И. (владельцем магазина) подарком судьбы, «не попади я к нему в магазин – меня как художника, кто знает, пожалуй, и не существовало бы. Этот добрый, благородный, развитый человек много помог мне. В его магазине в 13 лет я впервые почувствовал первый бессознательный трепет страсти к живописи. Наблюдательный хозяин заметил моё влечение – рисунки, картины, карандаши, бумага, даже краски, кисти и книги были предоставлены в моё полнейшее распоряжение». Будучи на службе в магазине, Попов много читал, в том числе и литературу по искусству. Любимыми писателями были Тургенев, Гончаров, Пушкин, Лермонтов, Некрасов. Здесь же мальчик познакомился с художником Мехедом, в мастерской которого брал первые уроки живописи. Мехед был по преимуществу иконописцем, работы его отличались тщательным и тонким письмом. Большее значение для молодого художника имели те беседы, которые ему здесь приходилось слышать. В мастерскую Мехеда сходились все, кто по-настоящему любил искусство. Это были преподаватели рисования, местные любители живописи, ученики Мехеда и др. Здесь происходили оживленные дебаты о художниках, их картинах, о проблемах изобразительного искусства. Эти беседы расширяли кругозор будущего художника, рисовали перед ним заманчивые перспективы, разжигали огонь страсти к искусству. У Мехеда юноша научился смешивать краски и правильно располагать их на палитре. Попов начал пробовать работать самостоятельно, рисуя натюрморты, пейзажи.
Ещё одно знаковое событие произошло в жизни юного Попова через 4 года. В 1889 году в Оренбург была привезена выставка Бурова, на ней Лукиан Попов впервые познакомился с произведениями Шишкина, Волкова, Клодта и других. В нем начало расти непреодолимое желание ехать в северную столицу, получать образование. И весной 1894 года с тридцатью рублями в кармане он отправляется в Петербург. Там поступил в «Школу рисования Общества поощрения художеств».
Позже, несмотря на многочисленные трудности, Попов был принят в Академию вольным слушателем и начал заниматься в мастерской известного жанриста и выдающегося передвижника профессора Владимира Маковского, оказавшего на Попова сильное влияние. В 1897 его зачислили учеником Академии художеств. На летние каникулы он уезжал на родину, где писал этюды оренбургских степей, портреты.В 1900 году Попов принял участие на выставке передвижников, еще не будучи членом этого товарищества. Он выставил картину «Встреча». Это был его первый общественный дебют. В 1901 году Попов снова выступил на выставке художников-передвижников с работой «Дети», которая была приобретена в Академию художеств. В 1902 Попов успешно окончил Академию и получил звание художника за картину «Тихо» и заграничную командировку. В этом же году он женился на Вере Васильевне Крючковой. В 1902-1903 гг. они побывали в Германии и Франции.
Попов Л.В. – художник реалист, верный лучшим традициям русской живописи, посвятивший большую часть своих работ крестьянской теме. В его творчестве значительной является тема переселенчества, в которой он с большим сочувствием отразил одну из трагических сторон русской жизни конца 19 – начала 20 века. Важное место в творчестве художника занимает тема разночинной интеллигенции, которая близко к сердцу принимала судьбы родины.
Известно, что учитель его Маковский, возглавлявший мастерскую жанровой живописи, требовал от своих учеников одинаково хорошего владения различными жанрами – пейзажем, портретом, натюрмортом, которые могли быть составными компонентами бытовой картины и в равной степени влиять на качество произведения. Попов в достаточной мере овладел этими жанрами и посвятил им большое количество этюдов и законченных произведений.
В своих работах Попов предстает перед зрителем внимательным наблюдателем и тонким психологом. Портреты и портретные этюды открывают еще одну грань таланта Попова – умение помимо точно схваченного сходства, почувствовать и передать характер, настроение модели, раскрыть психологическое состояние, социальную характеристику. Чаще всего художник изображал Веру Васильевну, свою любимую жену и музу. Её чертами наделены персонажи многих жанровых картин: «Луга затопило», «В саду», «Жених», «Девушка со свечой», «Женщина с кольцом» и др.
Жизнь Лукиана Попова была неразрывно связана с Оренбургом. Он возвращался в родные места отдохнуть от столичной жизни, приезжал на этюды, работал здесь. К 300-летию царствования Дома Романовых академиком Л.В. Поповым был написан портрет Государя Императора, который установлен в зале мужской гимназии. В Оренбурге Лукианом Васильевичем были расписаны церковь второго кадетского корпуса, алтарь Введенского собора, иконостас церкви учительской семинарии, написаны две картины для церкви Вознесения.
Лукиан Попов скоропостижно скончался весной 1914 года в возрасте 41 года.
Последние новости
Новые меры по улучшению экологической ситуации в городе
Городские власти представили план по снижению загрязнения воздуха.
Новые инициативы по охране здоровья в городе
Город запускает программы для улучшения здоровья населения.
Концерт в честь Дня матери в воскресной школе при Свято-Георгиевском соборе
Теплота и благодарность заполнили зал во время празднования материнства.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку