В Оренбургском театре драмы случилась обыкновенная история
8 марта артисты областного драматического театра имени Горького преподнесли оренбурженкам в подарок премьеру спектакля «Обыкновенная история» в постановке молодого режиссёра Александра Фёдорова.
8 марта артисты областного драматического театра имени Горького преподнесли оренбурженкам в подарок премьеру спектакля «Обыкновенная история» в постановке молодого режиссёра Александра Фёдорова.
История взросления провинциального юноши описана практически двумя классиками. В 1847 году был опубликован давший молодому литератору известность роман Ивана Гончарова. А в 1966 году появилась инсценировка классика советской драматургии Виктора Розова. Это, без сомнения, сыграло на то, что пьеса не стала описанием только чьей-то частной жизни, а представила образ целого поколения. И как показало время, превзошло эпоху, стало выражением сути человеческой природы.
– Впервые в моей сценической практике выпал такой большой объём работы, мы долго готовились к постановке этого спектакля, – признаётся режиссёр Александр Фёдоров. – Я хотел выбрать что-то из современной драматургии, долго искал и в итоге наткнулся на пьесу Виктора Розова. Действие зацепило с первых строк, насколько оно актуально для нашего времени. Это и есть современная драматургия.
Режиссёр-постановщик рассказывает, что не сразу определился с актёром на главную роль. Начало, юного Александра Адуева, мог бы сыграть любой, но его образ развивается, меняется характер главного героя и это показать уже гораздо сложнее.
– Нужен был актёр, который бы подходил по возрасту и мог сыграть глубоко чувствующего человека. Дмитрий Татаринцев, по-моему, показал образ Александра на хорошем интеллектуальном уровне.
В основу конфликта пьесы положен спор отцов и детей о том, что должно быть главенствующим: чувства или рациональное начало. Юный провинциал Александр Адуев приезжает к дядюшке в Петербург, чтоб «отчизне посвятить души прекрасные порывы». Поэт с горячим сердцем и пламенным взором сталкивается с холодным приёмом большого города. Дядя Пётр Иванович в исполнении заслуженного артиста Сергея Тыщенко разумно пытается пристроить племянника. Чтоб тот рос, обзаводился нужными знакомствами. Роль эта словно была написана для Тыщенко, настолько он по-доброму убедителен и вроде бы безобидно ироничен. Хотя говорит страшные для племянника слова. В жизни старшего Адуева есть место только предпринимательству и предприимчивости. Он и женится по расчёту, предполагая, что воспитал спутницу по своему образу.
А младший Адуев переживает череду личных неудач: его бросает девушка, предаёт идеалы друг юности. Всё это для Александра становится непереносимой драмой, а для Петра Ивановича лишь поводом усмехнутся над племянником. Вместо того, чтоб упокоить, он предлагает ему съесть котлету. Вроде бы циничное поведение. Но что странно, зритель в зале добродушно смеется в этот момент, ему вроде бы это ближе. Значит, все мы в какой-то степени стали за рационального и расчётливого старшего Адуева? Так нас повернуло время?
– Мы не могли предвидеть такой ситуации, – размышляет режиссёр Александр Фёдоров. – Зал положительно реагирует на образ Петра Адуева, его доводы кажутся многим убедительными. После первой премьеры знакомый предприниматель сказал: «Мой сын такой же дурачок, как Адуев младший, романтик». Но, возможно, придёт и другой зритель, и зал будет поддерживать Александра в юности.
Это факт ещё раз доказывает актуальность пьесы и её многовекторность и занятную эволюцию образов. В финале пьесы мы видим извлекшего уроки из жизни повзрослевшего Александра. Он стал лучшей из худших версий своего дяди, прагматичным до мелочей. А дядя вдруг решил всё бросить и наконец-то с женой поехать в путешествие. Дал слабину в чувствах, но кажется вновь гармоничным и убедительным. Племянник и дядя словно поменялись в жизни местами. И это наталкивает на мысль, что истина где-то посередине.
Спектакль привлекает не только тонкой, с нюансами, игрой актёров, даже занятых в эпизодичных ролях. А здесь подобралась целая плеяда: Сергей Кунин, Ирина Прохорова Дмитрий Гладков, Мария Губанова, Наталья Панова, Юлия Ковальчук. Необычно пространственное решение пьесы, предложенное московским художником-постановщиком Андреем Климовым. Интерьер сцены сам по себе является героем действия, наполнен символами и знаками. Положительно воспринимается и то, что создатели спектакля не подверглись соблазну одеть героев в джинсы и короткие юбочки, стараясь внешне актуализировать действие. Костюмы героев продуманы детально, отражают эпоху, и это так же привлекает, что вовсе не даёт забывать о злободневности поставленной проблемы, о нас самих.
Премьерные показы поставлены на 8, 9 и 10 марта.
Юрий МещаниновПоследние новости
Празднование Дня работника сельского хозяйства в Оренбурге
Оренбургские аграрии демонстрируют впечатляющие достижения в сельском хозяйстве.
Фальшивые письма от Роспотребнадзора продолжают распространяться в Оренбуржье
Ведомство предупреждает о ложной информации, выдающей себя за официальные запросы.
Регоператор «Природа» на Российском экологическом форуме
Обсуждены ключевые вопросы обращения с отходами и экопросвещения.
ЦБ: Экономику России из-за эффекта домино может ждать двухлетний кризис
Экономику РФ из-за эффекта домино может ждать двухлетний кризис