С места — в карьер: что изменилось после публикаций материалов о «черных старателях» под Оренбургом?
Вячеслав Антонкин, автор телеграм-канала «Око Оренбуржья», член общественного совета при министерстве природных ресурсов Оренбургской области, специально для Оренбург Медиа.
Вячеслав Антонкин, автор телеграм-канала «Око Оренбуржья», член общественного совета при министерстве природных ресурсов Оренбургской области, специально для Оренбург Медиа.
Незаконные карьеры песка, пгс и прочих полезных ископаемых в России процветали всегда. И в последние годы размах пиратской добычи достиг критических масштабов. Увы, Оренбуржье не исключение.
В отличие от разработчиков «чёрного и голубого золота», генералам песчаных карьеров лицензии выдают на местном уровне, и контроль за исполнением требований не так уж и строг. На фоне бюрократических послаблений для полузаконных добытчиков, существует ниша обычных «серых копателей», оснащённых экскаваторами, самосвалами и погрузчиками. Они роют котлованы на землях сельхозназначения, берегах рек, озер, а иногда и на территории лесного фонда. Остаются уродливые ямы, которые быстро превращаются в незаконные свалки строительного и бытового мусора.
Еще более странно выглядит схема продажи «нажитого непосильным трудом». Силовые органы долгое время смотрели на это сквозь пальцы. Вот люди и привыкли к торговле глиной, песком, ПГСом вдоль дорог и на стихийных рынках, где не скрываясь идет продвижение «левой продукции». О том, как работали эти схемы в районе Татарской Каргалы, было подробно рассказано в предыдущей статье . После запросов в ведомства, контролирующие выдачу лицензий, и в прокуратуру, подозрения подтвердились. В нескольких местах добыча ведется незаконно. Об этом в ответе «Оренбург Медиа» написали в полиции и Россельхознадзоре.
После посещения этих карьеров мы убедились, что на одном из них техника уже отсутствует. На вопрос: «Что же тут будет?», нам ответили: «Теперь тут будут пастись ягнята и лошади!» А зачем в таком случае на участке сняли слой плодородной земли (так делают, обеспечивая доступ к залежам ПГС или песка)? Этот вопрос остался без ответа.
Едем на второй карьер. Его предприимчивый хозяин уже обзавелся документами, доказывая, что не песок добывает, а копает озеро для мальков . Но вот ведь несуразность ситуации: извлеченной породой, похожей на глину, засыпано зеленеющее поле вокруг котлована.
Добыча в лесном массиве, на который было указано в статье, тоже остановилась. Гора ПГС вдоль трассы исчезла буквально через день после выхода статьи! Причины её дематерилизации стали известны чуть позже. Оказывается, этот вопрос взял на контроль областной прокурор Руслан Медведев.
Дальше месторождение «Круглое». Лицензия на добычу ОПИ была получена местной предпринимательницей в мае 2012 года (ОРБ № 05132) и в мае 2010 года (ОРБ 02370 ТП от 11 мая 2010 г.). Но вот парадокс: документы на участки до сих пор не оформлены надлежащим образом. Часть участков не переведена в земли промышленности, но самое странное, на ВСЕХ участках, согласно выписке Росреестра, единственным видом разрешенного использования является: «сельхозпроизводство».
По сути, должна рожь колоситься, а работают два земснаряда, около десятка самосвалов, несколько экскаваторов. Объяснение простое: сельхозземли имеют на порядок более низкую кадастровую стоимость, которая используется при начислении налогов на землю. Размер налога при этом 0.3%. А если бы это были земли, надлежащим образом переведенные, и с назначением для разработки карьеров ОПИ, то налоговая ставка составила бы 1.5%.
Возьмем к примеру кадастровую стоимость гектара на аналогичных карьерах, она составляет 1.8 млн. рублей. Нехитрый подсчет кадастровой стоимости участков, где ведет добычу ПГС и других ископаемых вышеуказанный предприниматель, а на ее землях более 80 га, даст в сумме 145 млн. И вот, налог по ставке 1.5% составил бы 2.2 млн. в год. Если же использовать текущую стоимость земель, налог по ставке 0,3% составит всего 190 тыс. рублей. Нехитрый подсчёт: за 10 лет владения месторождением, его хозяева могли обделить бюджет Татарской Каргалы на 20 млн. рублей. Такое положение дел легко исправить доначислением и правильным оформлением земли. Но ответ в данном случае может дать только налоговая инспекция.
Гораздо серьезнее обстоит дело с участками 56:25:1409001:406 и 56:25:1409001:408. Они до сих пор имеют категорию земель сельхозназначения, а на одном из них идет активная добыча песка.
Подобные нарушения согласно статье 7.3 КоАП РФ могут стать причиной крупных штрафов, вплоть до отзыва лицензии. Тем более, в ответе на наш запрос МПР ответило, что в 2019 году Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратурой, при участии специалистов министерства, проведена проверка в отношении предпрпнимателя — главы КФХ «Пригородный» по соблюдению требований законодательства о недрах и выполнению условий лицензии ОРБ 05132 ТЭ. По результатам проверки прокуратурой возбуждено дело об административном правонарушении по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ в отношении данного лица. По результатам рассмотрения указанного дела министерством вынесено постановление о назначении административного наказания в отношении указанного недропользователя по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа.
Прошло три года, а нарушения не устранены?Тем не менее повторный визит в Татарскую Каргалу оставил больше позитивных впечатлений. Дело сдвинулось с мертвой точки. Но при общении с местными жителями нам рассказали еще о нескольких местах добычи, обладающих признаками незаконных.
Едем туда. Нашли два озера, на обоих видны следы добычи ОПИ. Дорогу к одному из них (Озеро №1) преграждил шлагбаум и при ближайшем обследовании свежих следов добычи мы не обнаружили. А вот на втором озере ((56:25:1411001:15, 56:25:0000000:2768) работа кипела. Экскаватор в режиме конвейера грузил подъезжающие самосвалы.
При попытке узнать, на каком основании на землях сельхозназначения идет добыча ПГС, нас грубо с оскорблениями и угрозами выпроводили. Что примечательно, несколько автомобилей, которые приехали за «товаром» были с частично прикрытыми регистрационными номерами. Видимо для того, чтобы избежать штрафов при пересечении постов весового контроля.
Является ли добыча на этих карьерах незаконной, станет понятно после ответов на запросы «Оренбург Медиа».
Последние новости
Начальник полиции просит суд дополнить осужденному ограничения
Начальник отдела полиции обратился в Советский районный суд г.Орска с административным исковым заявлением о дополнении осужденному ограничений.
Орчанин обокрал своего знакомого
Советский районный суд г.Орска рассмотрел уголовное дело в отношении 50-летнего орчанина, обвиняемого в краже (п.
Хирург не механик, не чинит, а лечит
Среди сотрудников городской больницы, награжденных по итогам года, молодой и перспективный хирург второго хирургического отделения Семен Чигорин.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией